СМИ о коллективе

Выступление московского хора и интервью с его руководителем

05 мая 2008г.

В воскресенье, 4 мая, в нашем храме состоялся концерт мужского хора издательского совета московской Патриархии, приглашенного Канадской епархией Американской Православной Церкви. Были исполнены редкие духовные песнопения 16-17 веков, многие из которых можно услышать только в исполнении этого коллектива. Концерт проходил в самом храме и поэтому строгое, сдержанное, почти монастырское исполнение старинных церковных распевов прозвучало как продолжение богослужения.

Хористы под руководством Даниила Саяпина предложили слушателям часовую программу, состоящую из литургических песнопений. Прозвучали «Благослови душе моя Господа», «Единородный Сыне», «Придите, поклонимся», «Милость мира», «Достойно есть», песнопения Великой субботы и другие произведения. Перед началом каждого исполнения руководитель хора кратко рассказывал об особенностях того музыкального отрывка, которое нам предстояло слушать.

Известные всем песнопения: «Видехом свет истины», «Отче наш», «Да исполнятся уста наша» – звучали совсем по-новому, непривычно, просто и строго. Исполнялись они знаменным и демественным распевами – так, как пелось это в православной церкви несколько веков назад. Название «знаменный распев» происходит от старославянского слова «знамя». Знаменами, или крюками, назывались безлинейные знаки, с помощью которых, начиная 12 века, записывали церковные напевы. Демественное пение получило распространение в 15-17 веках и применялось в особо торжественных случаях. Концерт московского хора позволил нам познакомиться с уникальными образцами древнерусского певческого искусства.

В заключение, прозвучало «Многая лета» патриарху Московскому и Всея Руси Алексию, а также стихиры Пасхи.

На концерте присутствовал архиепископ Оттавский и Канадский владыка Серафим.

После концерта несколько наших прихожан показали гостям Монреаль. Вечером в малом церковном зале для участников московского хора был устроен ужин. Все блюда были мастерски приготовлены прихожанкой нашего храма Ларисой Беловой.

Даниил Саяпин, руководитель мужского хора издательского отдела московской Патриархии, любезно согласился рассказать о своем коллективе и ответить на некоторые вопросы:

Расскажите, пожалуйста, о Вашем хоре. Когда он возник, кто был инициатором создания коллектива?

С большинством людей, с которыми мы сегодня выступали, мы поем с 1994 года, хотя как хор издательского отдела московской Патриархии мы существуем только два года. У нас большая практика пения древних распевов и в московских храмах и на подворье Валаамского монастыря. Сейчас мы все вместе поем в храме, который открылся в центральном здании Генеральной прокуратуры России, на Большой Дмитровке, в Москве.

Можно сказать, что создание хора началось с личной инициативы. Интерес к древнему пению и в Москве, да и во всем мире – а нам приходится ездить и по Европе с концертами – проявляется благодаря личным инициативам. У нас, слава Богу, есть высокие покровители. Например, у нас очень хорошие отношения с архиепископом камчатским владыкой Игнатием, с которым мы служим в Москве, когда он там бывает. Мы были на Камчатке по его приглашению. Он очень интересуется древним певческим искусством и прикладывает большие душевные усилия для его распространения. Ежегодно на Камчатке проводится рождественский фестиваль, на котором выступают и церковные и народные коллективы. Сейчас на Камчатке строится собор, так вот он построен исключительно на народные деньги, собранные во время этих фестивалей.

Как подбирались хористы для Вашего коллектива?

У всех хористов есть музыкальное образование, но ни у одного нет специального вокального. Все это музыканты, кто-то окончил композиторский факультет, много инструменталистов.

Все, кто сейчас с нами поет, это единомышленники. Если бы был важен только голос, то в коллективе не было бы тех, кого вы сегодня слышали. Конечно, можно набрать профессиональных певцов, но я думаю, что, например, людям неправославным просто неинтересно было бы этим заниматься. Да, сначала может появиться интерес исключительно к музыкальной стороне произведения, но постепенно неизбежно начинаешь взаимодействовать и с текстом, все очень взаимосвязано. Еще раз повторю, мы все единомышленники.

Как Вы подбираете репертуар для ваших выступлений? Вы сами занимаетесь подбором произведений или обсуждаете будущую программу с участниками хора?

Репертуар подбираю, как правило, я сам. Но, естественно, при составлении программы важно мнение коллектива, мы советуемся с ребятами.

В прозвучавшей сегодня программе мы старались продемонстрировать все основные певческие стили 16-17 веков. Почему, начиная с 16 века…Просто песнопения, которые были раньше этого времени, мы не можем расшифровать, они записаны специальной нотацией.

Поете ли вы какие-то уникальные песнопения, которые исполняет только ваш хор?

Большинство из того, что сегодня звучало, больше никто не поет.

Где Вы находите нотные рукописи?

Хотелось бы здесь высказать похвалу в адрес коммунистов, которые после 1917 года не разбазарили старинные нотные рукописи, а сохранили их в трех основных местах в России: в государственном Историческом музее, там большое хранилище, в государственной публичной библиотеке (бывшей библиотеке имени Ленина) и в национальной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Там находится крупнейшее собрание рукописей, которые были свезены со всей России. Вообще, они бы точно погибли, потому что эти рукописи уже не употреблялись на клиросе. А теперь мы можем этим пользоваться.

Когда-то не было специальных аппаратов, чтобы скопировать рукописи. Я годами ездил в Петербург и переписывал от руки. Там такое собрание, что интересовать может абсолютно все!

Ведете ли вы какую-то просветительскую работу? Перед выступлением Вы немного рассказывали о каждом произведении, Вы всегда так делаете?

Да. Дело в том, что этот пласт русской культуры приходится открывать заново. Многие люди так до сих пор и думают, что Русь 15, 16, 17 веков – это темное государство, в котором не было ни музыки, ни живописи, ничего. Создается удивительная ситуация, при которой у нас самих не хотят замечать этой культуры, ей гораздо больше интересуются за рубежом, за пределами России. Так и на творчество Андрея Рублева осмысленно взглянули только после того, как в Россию приехал Матисс и сказал: зачем вы ездите к нам учиться, когда у вас есть свое! Наверное, должен еще кто-то приехать и сказать: у вас есть своя певческая культура, которую надо развивать и культивировать. Тем более что количество памятников музыкальной письменности превосходит все мыслимые размеры. Их море…Надо просто брать, обрабатывать их. Певцы 17 века, которые писали рукописи, предвидя закат самобытной русской певческой культуры, уже тогда начали сами переводить крюковые книги со знаменной, деместной, путевой нотации в нотолинейную: в квадратные ноты на пяти линейках. Уже тогда встал вопрос о сохранении это культуры.

Вы поете и во время богослужений в церкви и на концертах. По-разному ли вы относитесь к этим выступлениями?

Все эти песнопения органично выглядят только в богослужении, больше нигде. Да, концерт хорош с просветительской точки зрения. Мы обладаем определенным богатством, и оно хорошо только тогда, когда им можно поделиться. Вот концерт и предоставляет нам такую возможность: делиться тем, что мы имеем.

Ну, и, конечно, концерт несет определенную просветительскую миссию. Многие люди приходят сейчас в православие через эстетику, в том числе и через музыкальную эстетику.

Благодарю Вас за возможность познакомиться с Вашим хором и с сокровищами нашего древнего музыкального искусства.

Пользуясь случаем, мне бы хотелось сказать сердечное спасибо Игорю Марценюку из Торонто, благодаря которому мы смогли приехать в Канаду и выступать здесь.

Видеоархив

Фрагменты песнопений Великой Панихиды (знаменный распев, строчное и демественное многоголосие 16-17 вв.), выступление в Литературном музее, г. Москва.

Православный календарь

Как понимать церковный календарь