Знаменный роспев и строчное многоголосие Древней Руси

1. Великая ектения - Демественное многоголосие

Скачать

Великая ектения - Демественное многоголосие

2. Антифон 1-й (Благослови) - Напев Супрасльской лавры

Скачать

3. Антифон 2-й (Хвали) - Знаменное многоголосие

Скачать

4. Единородный Сыне - Строчное многоголосие

Скачать

5. Антифон 3-й (Во Царствии Твоем) - Напев Супрасльской лавры и Блаженна 2-го гласа - Демественный распев

Скачать

6. Приидите, поклонимся - Строчное многоголосие

Скачать

7. Тропарь св. Троице - Знаменный распев

Скачать

8. Заупокойный кондак - Строчное многоголосие

Скачать

9. Вечная память - Строчное многоголосие

Скачать

10. Кондак св. Троице - Знаменный распев

Скачать

  • №№ 1, 4, 5(б), 6, 7, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 23, 24 - дешифровка, реконструкция и редакция Даниила Саяпина
  • №№ 2, 5(а), 12, 21 - Дешифровка и редакция Анатолия Конотопа
  • №№ 3, 18 - Обработка Владимира Мартынова
  • №№ 8, 9 - Дешифровка Марии Богомоловой
  • № 22 - Дешифровка Григория Жежеля

© 2008 Даниил Саяпин

    Произведения древнерусской иконописи уже давно стали неотъемлемой частью мировой культуры. Музыкальная культура древней Руси ещё только ожидает своего признания. Огромная работа по выявлению и обработке певческих рукописей была проведена такими крупными учеными, как М.В.Бражников, Н.Д.Успенский, А.В.Конотоп, М.В.Богомолова. Композитором В.И.Мартыновым была осуществлена попытка богословского осмысления сущности древнерусской певческой системы. Методы, выработанные этими специалистами позволили вернуть в богослужебную практику огромное количество уникальных песнопений, знакомство с которыми позволяет окунуться в неповторимую атмосферу древнерусского богослужения.     

    Следуя традициям, заложенным владыкой Питиримом (Нечаевым), митрополитом Волоколамским и Юрьевским, по благословению прот. Владимира Силовьева, руководителя Издательского Совета Русской Православной Церкви была создана певческая группа, задачей которой является воссоздание древнерусской певческой системы. В настоящее время хор регулярно принимает участие в богослужении, совершаемом в храме свт. Николая Мирликийского при Государственной Прокуратуре Российской Федерации. Основное направление творческой деятельности хора - возрождение древнерусских форм многоголосия.   

    Некогда Томас Манн описал идеальную полифонию следующими словами: “...Аккорд не средство гармонического наслаждения, он - собранная в одно звучание полифония, звуки же, его образующие, не что иное, как голоса. Но я берусь утверждать: они тем более голоса и тем выраженнее полифонический характер аккорда, чем в большей степени он диссонантен. Диссонанс - мерило его полифонического достоинства. Чем сильнее диссонирует аккорд, чем больше он содержит в себе контрастирующих, по-разному действенных звуков, тем он полифоничнее и тем выраженнее каждый его звук несет на себе, уже в единовременном созвучии, печать голоса”. Это определение наилучшим образом описывает специфику звучания строчного и демественного многоголосия. Программа диска построена таким образом, чтобы в контексте литургии слушатель мог ознакомиться со всем певческими стилями, бытовавшими в богослужении древней Руси 16-17 веков.   

                 

Православный календарь

Как понимать церковный календарь